Парижские прогулки. Этнографический музей на набережной Бранли

Этнографический музей на набережной Бранли (Le musée du quai Branly) стал знаменит уже на стадии обсуждения проекта, настолько свежей и оригинальной была предложенная для  его реализации концепция.

Комплекс Этнографического музея на набережной Бранли. Париж.

От идеи до открытия

Идея создания этнографического музея стран  неевропейского мира  принадлежит президенту Франции Жаку Шираку. С 1996 года начался период обсуждения концепции музея и возможности размещения  здания в историческом центре Парижа.  Сложности проекта были связаны с необходимостью  изменения облика  исторической части города и включением  в  архитектурную среду  современного здания.  Эти задачи блестяще решил  известный архитектор Жан Нувель. В 2006 году было завершено строительство  этнографического музея на набережной Бранли.

Я была в Париже дважды после  открытия музея.  Маршрут традиционной прогулки к Эйфелевой башне от Монмартра , где мы обычно останавливались,  всегда проходил вдоль  южного фасада Музея.  Именно  от Музея  постепенно открывался вид  на  Эйфелеву башню.

Архитектура и сад музейного комплекса.

Мне очень нравится необычный  квартал с Музеем.  Здание  протяженное и  расположено внутри квартала, а границы формируются  пространством  уютного сада.  Музей и сад вокруг-цельный объект и обзор  экспозиции начинается еще на подходя к самому зданию. Зритель переключается с ритмов города на восприятие  замысла экспозиции  музея  перемещаясь по широким дорожкам парка, которые  плавно  огибают  зеленые острова с экзотическими  растениями.  На размещается функциональный  дренажный пруд.  Он полон растений и жизни.  Для шумного центра Парижа с его упорядоченной  пышной каменной архитектурой  живописный   пруд создает потрясающе завораживающее впечатление уюта и уединения.  Здесь в болотной растительности  плавают  утки , а металлический  забор  выглядит  как склоненные  стебли камыша. За пышной растительностью,  угадываются очертания  Музея. Весь комплекс наполнен визуальными эффектами.  В создании атмосферы участвуют выверенные простые объемы музея, прозрачные плоскости , цвет корпусов и деталей здания музея и, конечно, сад. Технологичные современные объемы  абсолютно сомасштабны окружающей застройке, идеально взаимодействуют с пространством и зеленью сада.  Это близкое соседство зелени и архитектуры  очень необычно для традиций  городской застройки  Парижа.

Но, это и есть часть концепции. Само здание, как  ценный экспонат, размещено в  уникальной  естественной переменчивой  зелени сада.  Бесконечна смена  впечатлений зрителя.  Взгляд  скользит от  пышной зелени к   ярким плоскостям фасадов, останавливается на прозрачных поверхностях  с  пиктограммами и письменами, в  которых отражается  окружение и небо,  улавливает движение ветра в ветвях деревьев  и вновь возвращается к  формам  архитектуры.

Архитектуру здания сложно назвать статичной. Здание скомпоновано так, что, взаимодействуя с  садом, создает  множество великолепных и неожиданных ракурсов, поражающих своей   гармоничностью и объемно-пространственной  драматургией.    

Само здание музея  имеет  необычную вытянутую форму  длиной 220 метров с немного усечёнными углами. Над поверхностью земли его поддерживают 26 опор, расположенных в ассиметричном порядке. Главный вход в музей ведёт в просторное фойе, из которого посетители   по широкой лестнице поднимаются к началу осмотра экспозиции.

В музее на набережной Бранли нет привычной анфилады залов. Все 5 000 м2 экспозиционной площади можно окинуть одним взглядом. Огромный зал длиной 200 м и шириной от 20 до 35 м разделяет по центру лишь змеящийся диван-перегородка биоморфной формы.

Вертикальные сады П. Блана

Особой, совершенно ни на что не похожей экспозицией музея на набережной Бранли стал его главный фасад. Очень непривычно видеть покрытые густой растительностью стены современного здания в большом городе.

В живом полотне, окутывающем фасад, использована 15 000 экземпляров 150 видов трав, мхов, папоротников и даже кустарников. Тщательно подобранные по цвету для инсталляции гейхеры, плющи, жимолость, герани, шалфеи и другие растения создают оригинальные, завораживающие глаза узоры различных зелёных тонов с добавлением вкраплений коричневого, желтого и красного цветов. Эти невероятная стена из живых растений вряд ли может когда-нибудь стереться из памяти.

На создание этого современного чуда дизайнер и ботаник с мировым именем П. Блан потратил около 10 лет. В течение этого времени он проводил полевые исследования в горах Тайланда и Малайзии, изучая природные  сообщества растений и занимался кропотливыми лабораторными исследованиями в Национальном Центре научных исследований.

Разработанная им технология основана на применении полотна двухслойного полиамида с прокладкой из вспененного ПВХ, закреплённого на вертикальной металлической обрешетке. Необходимые для роста растений питательные вещества подаются к корням через систему капельного орошения. Общая нагрузка на конструкцию не превышает 30 кг на 1 м2.

Если вам когда-нибудь придется побывать в Париже, обязательно побывайте на набережной Бранли,  пройдите  в сад Этнографического музея. Здесь вы получите  огромный  творческий импульс для  создания  собственных архитектурных и  ландшафтных шедевров, получите  урок  уважительного отношения  к традициям городской застройки и почерпнете  идеи  для смелых решений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*