Зарубежный опыт озеленения городов

В России вопрос благоустройства с каждым годом становится все острее, однако это не отменяет того факта, что в советское время художественная выразительность городских комплексов также волновала многих. В качестве доказательства можно сослаться на статью, посвященную опыту озеленения в зарубежных странах и опубликованную в журнале «Декоративное искусство» в 1959 году. Ее авторы, З. Николаевская и Е. Чаус, кажется, достаточно осведомлены в вопросе благоустройства садов и площадей Познани, Цюриха и Бельгии, чтобы предпринять попытку по классификации используемых приемов. В их тексте появляется такое определение, как «подвижные сады», утверждается идея возможности сочетания различных по фактуре, форме и цвету материалов. Несмотря на то, что материал был выпущен более 50-ти лет назад, он не лишен актуальности (что, наверное, грустно сознавать)

Современный город должен иметь развитую систему озелененных территорий, включающую парковые массивы, а также сады и скверы, размещаемые среди жилых кварталов.

Достоинства озелененного города определяются не только количеством насаждений, правильным их размещением и архитектурно-пространственной композицией крупных объектов-садов и парков, но и решением всех, даже самых незначительных озелененных участков в городе. Большую роль в композиции играют отдельные детали озеленения и внешнего благоустройства, с помощью которых достигается гармоничное соединение городской застройки с элементами природы. Подъем или падение рельефа, водная поверхность, отдельное дерево или куст ярких цветов, материал и рисунок покрытия, малые архитектурные формы, скульптура — все это компоненты, образующие городской ландшафт и влияющие на его восприятие. В связи с этим особое значение приобретает художественное решение формы каждой из применяемых деталей озеленения и качество ее выполнения. Озеленение и благоустройство оказы­вают влияние не только на создание комфорта, но и на воспитание хорошего вкуса широких масс городского населения.

С развитием индустриализации и типизации строительства вполне естественно возникает вопрос, каким путем можно избежать монотонности застройки и создать художественную выразительность городских комплексов. Большую роль в решении этой задачи играет применение разнообразных средств и приемов озеленения и благоустройства, позволяющих органически включать растения в композицию застройки и добиться привлекательного облика современного города.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Следует, однако, отметить, что разработке композиционных приемов благоустройства и озеленения не уделялось должного внимания. Как в нашей стране, так и за рубежом встречаются лишь отдельные удачные образцы. В силу этого возрастает необходимость изучения имеющегося прогрессивного опыта в этой области, отбор и систематизация наиболее рациональных приемов.

В современном зарубежном зеленом строительстве получил распространение целый ряд композиционных приемов, позволяющих придавать живописность городскому ландшафту. Широкое использование приемов свободной планировки и застройки города обусловило отказ от строго регулярного решения озелененных территорий, симметричной разбивки дорожек и площадок, периметральной обсадки, размещения ковровых клумб и т. п.

В местах большого скопления людей применяется в не которых случаях регулярная планировка, в которой, однако, нет строгой симметрии. Элемент живописности вносит­ся свободным размещением отдельных деталей озеленения, малых архитектурных форм и некоторыми другими приемами.

Большое внимание уделяется пластике поверхности озеленяемых территорий. Даже самые незначительные изменения в уровнях поверхности земли активно включаются в общую композицию. В качестве примера можно привести озеленение около многоэтажной жилой застройки в Цюрихе (Швейцария). Вдоль фасада дома сохранен небольшой пологий склон, основание которого окаймлено изогнутой дорожкой, зеленые насаждения здесь расположены свободно. В результате городскому пейзажу придан характер естественного ландшафта, что значительно оживляет застройку. (фото 1)

Для однообразных, маловыразительных участков создают искусственный микрорельеф, заглубляя или насыпая грунт в некоторых местах. Живописность достигается при этом различием уровней озеленяемых площадок и посадкой отдельных деревьев в разных уровнях.

фото 4

Фото 6

Прием заглубления площадок для детских игр и отдыха взрослых встречается, в частности, в садах, среди жилой застройки Стокгольма — это создает известную изолированность, уют и привлекательность отдельных уголков. Откосы, подпорные стенки, ступени, применяемые при планировке озеленяемых территорий, служат одновременно средством декоративного оформления.

Впечатление обилия зелени в городе создается не только абсолютной величиной озелененной территории, но и умелым размещением и использованием зеленых материалов. Даже очень маленькие участки, хорошо озелененные и скомпонованные в застройку, обогащают ее облик.

Очень важно умело использовать декоративные свойства отдельных деревьев. В зарубежной практике встречаются примеры, когда ценные экземпляры деревьев сохра­няются и оберегаются, подобно памятникам искусства или архитектуры. Они создают декоративный эффект, способствуют формированию запоминающегося облика города (фото 2,3). Ради сохранения векового дерева при застройке района одного из городов Швеции было изменено направление улицы и размещение зданий.

Можно наблюдать различные приемы использования отдельных деревьев в пространственной организации города. Благодаря свободному размещению дерево может стать одним из композиционных элементов окружающей застройки. Так, в Бухаресте перед зданием яхт-клуба оставлена на лужайке старая развесистая ива. Вокруг ее ствола установлена скамья, к которой подведена дорожка, выложенная из отдельных каменных плит. Эта дорожка с проросшим между плитами газоном способствует ландшафтному объединению дерева с его окружением.

Для предохранения грунта от затаптывания и уплотнения вокруг ствола дерева обычно устраивают различные каменные и кирпичные стенки, высаживают кустарники и цве­ты. В некоторых случаях при планировке районов крупные деревья оказываются на полотне проезжей части улицы. Такие деревья образуют зеленые островки, разделяющие потоки движения. В Познани (Польша) вокруг ценного экземпляра пирамидального тополя устроен разворот для автомашин.

Два крупных дерева на перекрестке улиц занимают «мертвое» пространство площади в Нью-Йорке. Вокруг стволов этих деревьев весь островок замощен мелкими каменными брусками, ярко выделяющимися на фоне однообразного асфальтированного покрытия (фото 4).

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Декоративный эффект, создаваемый отдельно посаженным деревом, используется и при озеленении новых городских территорий. Для того чтобы уже в первые годы получить достаточно полноценное озеленение, молодые деревья часто высаживают небольшими группами. Подобным образом озеленена, например, территория сада перед домом в Аморбахе (ФРГ). Молодые деревья, окруженные невысоким кустарником, растут здесь на несколько приподнятой небольшой площадке, окаймленной низкой каменной стенкой. Несмотря на то, что деревца еще очень тонки и маловыразительны, в целом они образуют довольно контрастные объемные группы.

Отдельные экземпляры крупных деревьев могут служить основой для формирования новых городских ландшафтов. В этом отношении интерес представляет озеленение набережной в городе Мюнстере (ФРГ). К нескольким сохранившимся крупным деревьям здесь были подсажены молодые деревья, группы кустарников, цветы, среди газона проложены аллеи и дорожки. В сочетании с водным зеркалом эта территория представляет собой красивый живописный уголок природы среди каменного массива городской застройки (фото 5).

В зарубежной практике озеленения городов наряду с системой более или менее крупных зеленых островков получила широкое распространение организация так назы­ваемых «подвижных садов». Основными элементами их являются цветы и декоративные кустарники, посаженные в вазы и ящики. Возможность свободной расстановки таких ваз и замены отцветающих растений свежими позволяет без большого труда применять их на площадях, улицах и даже на открытых крышах-террасах. Одним из достоинств этого приема является то, что он позволяет простыми средствами, с помощью нескольких кустов растений достигнуть большого красочного богатства. Важное значение притом приобретают декоративные качества каждого отдельного растения. Вот почему для посадки берут только лучшие, красиво цветущие экземпляры цветов и кустарников.

Наряду с созданием яркого цветового пятна растения в передвижных вазах и ящиках служат средством для решения таких композиционных задач, как членение пространства, организация движения пешеходов, создание изолированных участков для отдыха. Вазы с цветами широко применяются при озеленении городских территорий и парков в Китайской Народной Республике. В Пекине ритмично расставленные кусты канн оформляют одну из аллей парка имени Суп Ятсена (фото 6).

Фото 10

Фото 11

фото 12

Особенно большой интерес представляет использование этого приема озеленения при формировании композиции площадей (фото 8). Расстановка растений, посаженных в вазы и ящики, позволяет сократить обширную поверхность замощенной площади, преодолеть ее цветовое и плоскостное однообразие. Такие декоративные «мазки» обогащают общий вид площади, придают ее пространству большую соразмерность с человеком.

Вместе с тем путем той или иной группировки ваз с растениями можно выделить переходы для пешеходов, места для прогулок и т. д. Таким образом, кроме чисто эстетического значения, этот прием позволяет интенсивнее и разнообразнее использовать территорию городской площади.

В зависимости от конкретных условий и требований вазы с цветами расставляют по отдельности или группами. На одной из площадей Лондона вдоль фасада здания вазы были поставлены около деревьев в виде симметричных групп. Каждая такая группа ваз находилась внутри квадрата, образуемого рисунком замощения площади. В целом из цветов была образована протяженная красочная полоса, не теряющая своей декоративности и после наступления темноты благодаря устройству специального подсвета.

Кроме передвижных ваз применяются также стационарные ящики для растений, включаемые в замощение озеленяемого участка. На замощенной площадке Пражского Кремля (Чехословакия) туи высажены вместо ящиков прямо в лунки (фото 9).

Так же как и плиты для замощения, вазы и ящики для цветов изготовляются стандартных размеров заводским способом. Чаще всего их делают из бетона. Практичны и удобны в употреблении вазы из асбестоцемента. Другой существенной частью ландшафта является вода.

Фото 13

Фото 14

Одним из распространенных видов водных устройств являются искусственные бассейны разных типов: открытые плавательные, плескательные и декоративные. Они включаются в композицию городских площадей, зеленых массивов, участков жилой застройки.

Можно наблюдать различные приемы размещения бассейнов. по, как правило, водное зеркало приближено к поверхности земли и не имеет высоких бортов, закрывающих воду, благодаря чему воспринимается как своеобразный декоративный элемент городского пейзажа. В зависимости от назначения и величины бассейна его края обрамляются камнем или бетоном, и им придается самая разнообразная форма.

При размещении плескательных бассейнов большое распространение получили приемы живописной ландшафтной планировки. Наблюдается тенденция как можно полнее использовать местные природные условия и тем самым добиться более органичного включения воды в ландшафт.

В одном из районов Стокгольма большая водная поверхность бассейна включена в открытый ландшафт, связанный с жилой застройкой. Очертания бассейна имеют неправильную форму, вполне соответствующую мягкой линии рельефа, зеркало воды находится настолько ниже уровня земли. Плоские плиты, обрамляющие края бассейна, непосредственно примыкают к открытому пологому берегу, где живописно размещаются отдельные крупные деревья, отражающиеся в водоеме. Все ландшафтное оформление позволяет легко обозревать бассейн и тем самым связывает его с жилой застройкой (фото 10).

Другим примером включения воды в естественный, но более закрытый ландшафт может служить детский плескательный бассейн, размещенный под сенью деревьев в одном из садов Харлоу (Англия). Здесь так же, как и в Стокгольме, бассейн для игр детей расположен почти на уровне поверхности земли и имеет свободные очертания. В его композицию введена скульптура (фото 11).

Одним из характерных художественных приемов оформления большинства террито­рий, включающих открытые бассейны, является сочетание элементов, контрастирующих по фактуре и цвету. Ведущими компонентами композиции являются: зеркало воды, гладь обрамляющего камня, зеленое пространство газона. Деревья, кустарники, цветы вкраплены в общую композицию в качестве отдельных художественных акцентов.

В одном из садов г. Хехт (Бельгия) декоративное оформление участка перед домом отличается большой лаконичностью: оно строится на соотношении плоской поверхности воды и камня. Четкая геометрическая форма бассейна вписывается в покрытие, выполненное из больших квадратных плит.

Гладь воды оживляется только струями фонтанов. В композиции использованы су­ществующие старые деревья (березы), для которых оставлены специальные места среди замощения. Швы между плитами заполнены травами (фото 7).

Основным художественным приемом при замощении является сочетание различных по фактуре, форме и цвету материалов. Применение разнообразных типов покрытий позволяет избежать монотонности в замощении городских территорий. Выбор материала для замощения решается в соответствии с их назначением.

Так, например, при замощении площадки для стоянки мотоциклов применена регулярная разбивка. Места цветников строго ограничены бортиком из камня, введен один ассортимент растений одной цветовой гаммы (фото 12). Иное решение применено в общественном саду города Кельна, цветы соединены здесь в довольно крупные, сво­бодно расположенные массивы, непосредственно примыкающие к замощению.

Колорит более разнообразен благодаря включению декоративных трав и кустарника. На участках с ограниченным пешеходным движением, на дорожках и площадках отдыха применяется более сложный рисунок покрытий. Встречаются также покрытия, выполненные из плит, имеющих неправильную форму. Так замощена, например, дорожка в общественном саду Рио-де-Жанейро. Здесь все подчинено общему характеру планировки. Очертания и повороты дорожек, рисунок покрытия. примыкающего к газонам, свободно размещенные скамьи решены в подчеркнуто живописной манере.

Большое распространение получил декоративный прием устройства площадок и тропинок из отдельных плит с проросшими в швах между ними травами и цветами.

Интересным примером такого решения является замощение вокруг бассейна в одном из садов города Турина (Италия). Покрытие выполнено из двух материалов: гладкого кирпича и многоугольного камня, непосредственно примыкающего к бассейну. По линии сопряжения кирпича и камня оставлены гнезда для растений.

Изучение зарубежной практики озеленения и благоустройства показывает, что ландшафтное оформление городских территорий пока еще находится там в стадии экспериментальных поисков. Хорошие образцы, заслуживающие применения, не носят массового характера. Зачастую городские территории не благоустроены и не озеленены. Иногда в угоду размещению реклам ухудшается облик города.

В нашей стране быстрое освоение больших территорий требует привлечения всех возможных средств и приемов, ускоряющих строительство и благоустройство. Важное значение приобретает массовость изготовления всех деталей внешнего благоустройства, разнообразие типов, размеров и форм, а также применение дешевых и практических материалов. Большую роль в создании высокого художественного уровня озеленения и благоустройства наших городов играет использование богатой палитры ландшафтной архитектуры.

Правильную форму, вполне соответствующую мягкой линии рельефа, зеркало воды находится несколько ниже уровня земли. Плоские плиты, обрамляющие края бассейна, непосредственно примыкают к открытому пологому берегу, где живописно размещаются отдельные крупные деревья, отражающиеся в водоеме. Все ландшафтное оформление позволяет легко обозревать бассейн и тем самым связывает его с жилой застройкой.

Другим примером включения воды в естественный, но более закрытый ландшафт может служить детский плескательный бассейн, размещенный под сенью деревьев в одном из садов Харлоу (Англия). Здесь так же, как и в Стокгольме, бассейн для игр детей расположен почти на уровне поверхности земли и имеет свободные очертания. В его композицию введена скульптура.

Одним из характерных художественных приемов оформления большинства территорий, включающих открытые бассейны, является сочетание элементов, контрастирующих по фактуре и цвету. Ведущими компонентами композиции являются: зеркало воды, гладь обрамляющего камня, зеленое пространство газона. Деревья, кустарники, цветы вкраплены в общую композицию в качестве отдельных художественных акцентов.

В одном из садов г. Хехт (Бельгия) декоративное оформление участка перед домом отличается большой лаконичностью: оно строится на соотношении плоской поверхности воды и камня. Четкая геометрическая форма бассейна вписывается в покрытие, выполненное из больших квадратных плит.

Гладь воды оживляется только струями фонтанов. В композиции использованы существующие старые деревья (березы), для которых оставлены специальные места среди замощения. Швы между плитами заполнены мшистыми травами.

Основным художественным приемом при устройстве замощения является сочетание различных по фактуре, форме и цвету материалов. Применение разнообразных типов покрытий позволяет избежать монотонности в замощении городских территорий. Выбор материала для замощения решается в соответствии с их назначением.

Так, например, при замощении площадки для стоянки мотоциклов применена регулярная разбивка. Места цветников строго ограничены бортиком из камня, введен один ассортимент растений одной цветовой гаммы. Иное решение применено в общественном саду города Кельна, цветы соединены здесь в довольно крупные, свободно расположенные массивы, непосредственно примыкающие к замощению. Колорит более разнообразен благодаря включению декоративных трав и кустарника (фото 13).

На участках с ограниченным пешеходным движением, на дорожках и площадках отдыха применяется более сложный рисунок покрытий. Встречаются также покрытия, выполненные из плит, имеющих неправильную форму. Так замощена, например, дорожка в общественном саду Рио-де-Жанейро. Здесь все подчинено общему характеру планировки. Очертания и повороты дорожек, рисунок покрытия, примыкающего к газонам, свободно размещенные скамьи решены в подчеркнуто живописной манере (фото 14).

Большое распространение получил декоративный прием устройства площадок и тропинок из отдельных плит с проросшими в швах между ними травами и цветами.

Интересным примером такого решения является замощение вокруг бассейна в одном из садов города Турина (Италия) (фото 15). Покрытие выполнено из двух материалов: гладкого кирпича и многоугольного камня, непосредственно примыкающего к бассейну. По линии сопряжения кирпича и камня оставлены гнезда для растений.

Изучение зарубежной практики озеленения и благоустройства показывает, что ландшафтное оформление городских территорий пока еще находится там в стадии экспериментальных поисков. Хорошие образцы, заслуживающие применения, не носят массового характера. Зачастую городские территории не благоустроены и не озеленены. Иногда в угоду размещению реклам ухудшается облик города.

В нашей стране быстрое освоение больших территорий требует привлечения всех возможных средств и приемов, ускоряющих строительство и благоустройство. Важное значение приобретает массовость изготовления всех деталей внешнего благоустройства, разнообразие типов, размеров и форм, а также применение дешевых и практических материалов. Большую роль в создании высокого художественного уровня озеленения и благоустройства наших городов играет использование богатой палитры ландшафтной архитектуры.

Текст статьи З. Николаевская, Е. Чаус

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*